Как отремонтировать перфоратор, если он перестал работать. Выясняем причины поломок инструмента
Строительная сфера ежедневно развивается и пополняется новыми инструментами. Уже на протяжении нескольких лет в топе электроинструментов оказываться перфоратор. По сути, это обычная дрель, которая оснащена ударным эффектом. Ежедневно каждый второй работник сталкивается с неисправностями.
Срезало шлицы муфты сцепления поз.67, установленной на промежуточном валу
Неисправность устраняется ремонтом муфты сцепления либо ее полной замены. При производстве ремонта на муфте сцепления запиливаются сработанные зубья. Для исправления этого дефекта используется круглый надфиль и бормашина. Муфту зажимают в руке, а бормашиной с соответствующим надфилем выправляют профили зубьев. Аналогично дорабатывают шлицы и на промежуточном валу.
Восстановление зубьев муфты сцепления промежуточного вала
Развалилась обойма подшипника качения (пьяный подшипник)
При разрушении пьяного подшипника поз.830 вращательное движение промежуточного вала не может преобразовываться в поступательное движение цилиндра в ударном механизме.
Устраняется путем полной замены подшипника качения.
Подшипник качения
Профилактические меры
После того как мы разобрали основные причины неисправности перфоратора, а также способы ремонта поломок, можно выделить несколько пунктов, как продлить жизнь вашему ударному инструменту.
- В случае частых ремонтных работ чистку перфоратора нужно производить как минимум раз в месяц.
- Не забывайте регулярно смазывать детали устройства.
- Для предотвращения неисправностей следует выбирать качественный перфоратор. Дешевые устройства годятся только для работы пару раз в год.
- Чтобы механизм не перегревался, и щетки не стирались, стоит делать перерывы в работе. Например, после использования в течение 20-30 минут давать отдохнуть себе и перфоратору минут 10.
- И последнее – после того как вы закончили работу, не оставляйте перфоратор грязным. Обязательно после каждого использования чистите его и убирайте в специальный ящик.
Следуя этим небольшим советам, вы сможете продлить жизнь вашему перфоратору, что сэкономит вам и время на его ремонте, и деньги на покупке нового инструмента.
Не бойтесь разбирать его, возможно, он перестал работать из-за маленькой неисправности, которую можно решить своими руками.
О том, как починить перфоратор своими руками, смотрите в следующем видео.
Перфоратор представляет собой сложное устройство, состоящее из электрических и механических узлов. Постоянная эксплуатация данного агрегата может привести к возникновению различных поломок и неисправностей, особенно если не выполнять профилактику. Чтобы продлить срок службы инструмента, а также исключить непредвиденные поломки, следует периодически разбирать перфоратор и проводить диагностику. Если же случилось такое, что перфоратор отказывается функционировать, то не стоит спешить приобретать новый агрегат, даже если вашему инструменту уже десяток лет. Его можно сдать в ремонтную мастерскую, но при этом стоимость услуг будет достаточно велика. О том, как отремонтировать перфоратор самостоятельно поведает данная статья.
Возможные неисправности, причины их появления и способы устранения
Чтобы отремонтировать перфоратор своими руками, следует сначала определить внешние проявления неисправностей.
Перфоратор не бьёт
Если перфоратор при переключении в режим удара перестал бить, но при этом бур вращается, наиболее вероятно, что повреждён плавающий подшипник. Решением проблемы будет замена его новым.
Вторая возможная причина — нарушение работы ударного механизма. Часто при перегрузках в работе раскалывается стальной боёк, это приводит сначала к ослабеванию удара, а затем и к полному его отсутствию. Боёк необходимо заменить.
Третий вероятный повод — износ или поломка поршневой группы перфоратора. Заменить следует гильзу и поршень.
Перфоратор не крутится и не сверлит
Если при нажатии кнопки пуска патрон в режиме сверления не вращается, предварительно причину можно определить по звуку. Если электромотор гудит, но не крутит патрон, скорее всего, что-то не даёт ротору вращаться внутри редуктора. Что случилось с двигателем, придётся выяснять, разбирая механическую часть инструмента.
Если же при включении двигатель не гудит, более вероятно, что произошла поломка мотора. Вскрыв крышку прибора, необходимо определить, что именно привело к такому явлению. Это может быть обрыв цепи питания, поломка кнопки пуска или короткое замыкание в обмотках катушек. При помощи тестера определяется конкретная причина и делается соответствующий ремонт.
Бур не держится в патроне и вылетает
Недержание оснастки перфоратора может случиться в процессе длительной эксплуатации. Бур или зубило, вставленное в патрон, не держится и вылетает во время работы. Таким инструментом не только невозможно продолжать долбление, это ещё и очень опасно — вылетевшее зубило может нанести травму.
Причина недержания оснастки кроется в износе или поломке патрона. Патрон необходимо разобрать и определить, в чём заключается проблема. Возможно, деформировались шарики, появилась выработка на ограничительном кольце или просела фиксирующая пружина. Обычно после замены испорченной детали патрон снова начинает функционировать нормально.
Видео: почему вылетают свёрла из перфоратора
Искрят щётки
Искрение щёток — довольно распространённое явление при работе инструментом в условиях повышенной запылённости. Как правило, искрение является следствием выработки материала самих щёток. Исправить ситуацию поможет замена последних на новые, искры вылетать больше не будут.
Если же нет, причину нужно искать в обмотках статора или ротора. Вполне возможно, что большое количество пыли, проникающей в двигатель, привело к истиранию защитного лака, покрывающего медные проводники. А это влечёт за собой короткое замыкание. Наличие межвиткового замыкания проверяется электротехническими приборами (мультиметром).
Измерение сопротивления между ламелями производится мультиметром
Кроме того, следует учитывать, что пыль может налипать на смазку подшипника, находящегося рядом с коллектором. Чтобы это предотвратить, коллектор обезжиривают при помощи тампона, смоченного в спирте или растворителе.
Перфоратор сильно греется
Если перфоратор во время работы чрезмерно нагревается, это явный признак нарушения нормальной работы электродвигателя. Прежде всего для предотвращения перегрева надо соблюдать режим эксплуатации прибора:
- делать паузы через определённые промежутки времени;
- после нагрузок давать инструменту возможность поработать на холостом ходу.
При сверлении рекомендуется применять периодический режим: максимальную мощность прикладывать не более 1 минуты, затем на 3–4 секунды включать холостой ход.
Если же температура корпуса не снижается, то нужно сделать ревизию электромотора. Ощутив характерный запах из-под кожуха инструмента, нужно немедленно прекратить работу и отключить прибор из сети. Разбирать его можно только после полного остывания.
Перфоратор не держит патрон
Иногда бывает ситуация, когда на работающем перфораторе слетает патрон вместе с оснасткой. Это происходит вследствие износа крепления корпуса патрона на конце растровой втулки, которое представляет собой стопорное кольцо. При его поломке фиксация нарушается и во время толчка слетает резиновый пыльник, за которым следуют пружина и шарики.
Восстановить нормальную работу патрона можно установкой нового стопорного кольца. Делается это быстро и не требует никаких дополнительных приспособлений кроме обычной отвёртки.
Как выполнить ремонт перфоратора Макита?
Чтобы определить причину поломки, нужно произвести разборку патрона. Разбирать нужно следующим образом:
- Прежде всего демонтируется рычаг.
- Далее разбирается патрон. Для этого нужно взять отвертку и убрать прокладку из резины. Затем демонтируется стопорное кольцо.
- После этого снимаются все остальные элементы.
Проблемы с патроном могут быть следующими:
- Износилась прокладка. Если это произошло, нужно прочистить инструмент от пыли и заменить пыльник.
- Деформация крышки. В таком случае производится замена элемента.
- Стопорное кольцо расслабилось. Элемент следует слегка затянуть, если есть возможность. Если нет, то деталь надо заменить.
- Если износился шарик, то нужно установить новую деталь, смазать ее и закрепить в отверстии направляющей шайбы.
- Если износилась направляющая шарика, то следует определить уровень износа. Если он небольшой, то достаточно смазать деталь. При большом износе элемент нужно заменить.
- Коническая пружина является самым стойким элементом, однако время от времени он тоже может изнашиваться. Деталь надо располагать меньшей вершиной к редуктору.
Сборка патрона происходит в обратном порядке. В завершение нужно смазать конец бура.
Разборка и ремонт переключателя
Также может сломаться переключатель. Для его ремонта нужно разобрать деталь. Делается это таким образом:
Основная задача – вытянуть из рукоятки защелку
Для этого понадобится вставить отвертку в паз сбоку рукоятки, осторожно зацепить сначала за одно крыло защелки, после чего за другое. Далее защелка вытягивается из рукоятки
Следует позаботиться о том, чтобы из рукоятки не выскочил фиксатор. Это может произойти в случае, если будет отжата пружина.
Далее рукоятку надо отвести влево так, чтобы выступы на ней и корпусе редуктора совпали. Переключатель освободится, после чего его можно будет снять.
После этого надо будет вынуть фиксатор вместе с пружинкой.
Далее удаляется уплотнитель из резины, который находится на рукоятке переключателя.
Выполняется чистка всех элементов конструкции.
Чтобы диагностировать поломку, нужно выполнить такие действия:
- Наиболее распространенной проблемой является неисправность колец переключателя, так как в процессе работы они постоянно соприкасаются с прокручивающимися элементами. Переключатель надо менять, однако если работы нельзя прерывать, то можно просто развернуть изношенную деталь на 180°. Стоит помнить о том, что это временная мера.
- Если в негодность пришли посадочные места, то нужно заменить переключатель.
- Если деформируется уплотнительная прокладка из резины и из редуктора будет вытекать смазка, то элементы надо заменить.
- Если сломается отросток элемента для фиксации, который удерживает деталь в корпусе редуктора, то самопроизвольно время от времени будут переключаться режимы. Данную деталь можно не менять в случае, если проблема не мешает работать.
Профилактика является единственным методом, который позволит избежать большинства проблем в процессе работы инструмента. Большинство неисправностей перфоратора можно ликвидировать самостоятельно, однако если проблема не относится к тем, которые были описаны выше, то рекомендуется доверить проведение ремонтных работ специалистам.
Ремонт перфоратора своими руками
Основные узлы перфоратора.
Для проведения ремонта перфоратора вам могут понадобиться следующие инструменты и материалы:
- тестер;
- набор гаечных ключей;
- отвертка;
- нож;
- изолента;
- смазка;
- спирт;
- ветошь.
Если вы более-менее разбираетесь в конструкции перфоратора, то это вам позволит быстро найти поломку и устранить ее с минимальными финансовыми вложениями. Обычно ремонт данного инструмента сводится к замене вышедшей из строя детали:
- якоря;
- стартера;
- щеток;
- подшипников;
- питающего кабеля;
- выключателя.
Следует отметить, что намного проще отремонтировать перфоратор бытового уровня, чем профессионального. А вот поломки более серьезного оборудования бывают достаточно сложными, так что их устранение лучше доверить специалистам.
Иногда случается так, что при включении перфоратора электродвигатель не запускается. Обычно причиной такой поломки является повреждение питающего шнура. Нередко он перегибается в точке его входа в корпус инструмента.
Чтобы устранить эту неисправность, следует разобрать перфоратор и тестером прозвонить 2 жилы кабеля. Если в каком-либо месте обнаружен обрыв, то шнур питания нужно заменить на новый. Скруток рекомендуется не делать, так как большая вероятность того, что кабель в этом месте через некоторое время снова оборвется.
Если при работе мотор не развивает полных оборотов или при работе слышен треск и запах гари, то это может быть связано с износом щеток. В этом случае щетки следует заменить. Для этого нужно разобрать перфоратор, достать изношенные щетки, а на их место установить новые. Еще одной причиной сильного искрения щеток может быть пробой обмотки статора или ротора. В этом случае вышедшие из строя детали также следует заменить.
Как разобрать перфоратор
Разбирайте перфоратор последовательно. Внимательно осматривайте все детали. Даже если вы ищите проблему в одном узле, можете найти повреждённые детали в других узлах. При разборе инструмента следует чистить корпус от пыли и грязной смазки.
Как разобрать патрон и вытащить застрявшую оснастку
Начинайте с разбора патрона, чтобы он не мешал снятию корпуса редуктора.
- Снимите резиновый пыльник 1, стопорное кольцо 2 и пластиковый пыльник 3.
Разобранный патрон
- Далее, будьте внимательны, так как в пазах втулки под фиксирующей шайбой 4 находится шарик. Он может выскочить.
Шарикв пазу втулки
- Аккуратно снимите шайбу 4, стопорящую пластину 5, пружину 6 и шарик 7. В зависимости от модели патрона, могут быть ещё кольца, шайбы и шарики.
Если из патрона не вытаскивается бур или другая оснастка, есть два варианта решения этой проблемы:
- зажмите оснастку в тиски. Слегка пошатывая перфоратор, тяните его на себя;
- зажмите перфоратор в тиски через резиновые прокладки, чтобы не повредить пластиковый корпус. Конец оснастки зажмите газовым ключом. Постукивайте молотком по ключу в направлении оси оснастки.
Второй вариант используется в крайнем случае. Если после нескольких ударов бур или зубило не удалось вытащить, прекратите. Можете повредить перфоратор. Разберите патрон и редуктор. Выколоткой попробуйте выбить оснастку. После такой процедуры, скорее всего, потребуется замена растровой втулки. Чтобы в дальнейшем не было такой проблемы, смазывайте конец оснастки.
Как снять переключатель режимов
В одних моделях перфораторов переключатель снимается поворотом в крайнее правое положение, в других — в крайнее левое. Рассмотрим крайнее правое положение.
- Переключатель режимов поставьте на удар. Если режима удара нет, в удар со сверлением.
Переключатель в режиме удара
- Нажмите кнопку в переключателе и поверните его чуть-чуть ниже удара до щелчка.
- Потяните на себя, подденьте отвёрткой и снимите.
Подденьте переключатель отвёрткой
Разбор электрической части перфоратора
- Открутите и снимите заднюю крышку.
- Открутите болты крепления сетевого шнура.
- Извлеките кнопку и провода из своих пазов.
Провода перфоратора
- Отсоедините провода от статора.
- Открутите болты щёткодержателей и извлеките щётки.
- Очистьте корпус от пыли.
- Открутите болты, соединяющие корпус электрики с корпусом редуктора. Разъедините оба корпуса отвёрткой.
- Ротор соединён с редуктором через вал и легко вынимается из него. Снимите с якоря подшипники съёмником.
- Извлеките воздухозаборник из корпуса электрики.
- Открутите статор от корпуса. Возьмите деревяшку и постучите тихонько по рёбрам корпуса, и статор начнёт выходить.
Разбор механической части перфоратора
- Снимите пластиковый корпус редуктора. Вы увидите алюминиевый корпус со вставленным в него пьяным подшипником, промежуточным валом, растровой втулкой.
Растровая втулка и пьяный подшипник
- Тщательно очистьте пластиковый корпус редуктора, потому что в нём остаются куски от развалившего подшипника. Возьмите магнит и пройдитесь по всем отверстиям, чтобы убрать все шарики и металлические осколки. Полностью вычищайте смазку. В ней могут остаться куски пластикового сепаратора.
- Из пьяного подшипника выньте промежуточный вал.
- Чтобы демонтировать косозубую шестерню, снимите стопорное кольцо и подшипник специальным съёмником.
Снятие косозубой шестестерни
- Для демонтажа прямозубой шестерни нужно снять стопорное кольцо и пружину на другом конце вала.
Снятие прямозубой шестерни
- Втулку снимите с гильзы.
Растровая втулка, снятая с гильзы
- Гильзу извлеките из алюминиевого корпуса.
- Внутри гильзы стоит боёк. Он вытаскивается гнутой жёсткой проволокой.
Гильза с бойком
- https://stankiexpert.ru/ehlektroinstrument/remont-perforatora.html
- https://grounde.ru/remont-perforatora-svoimi-rukami.html
- https://2lzz.ru/elektroinstrument/perforator/o-remonte
- https://moiinstrumentu.ru/princip-raboty-perforatora-pistoletnogo-tipa-s-fotoopisaniem.html
- https://pochini.guru/remont/remont-perforatora
- https://tehznatok.com/remont/kak-otremontirovat-perforator-svoimi-rukami.html
- http://obinstrumente.ru/elektroinstrument/perforator/ustrojstvo-perforatora.html
- http://instrument-blog.ru/elektroinstrumenty/remont-perforatora.html
- http://instrument-blog.ru/elektroinstrumenty/kak-zamenit-patron-na-perforatore.html
Электродрель — вспомним конструкцию инструмента
Электрической дрелью называется такой вид инструмента, который предназначен для сверления разных видов материалов, в том числе бетона и железобетона. Только для этого понадобится использовать инструмент с функцией ударного сверления или ударную дрель. Как устроен инструмент, можно узнать, если разобрать его. Коротко о конструкции электродрели советского и зарубежного производства, описано ниже.
Надо отметить, что конструкция современных дрелей отечественного и зарубежного производства отличается от устройства советских инструментов. Только это незначительные отличия, которые заключаются в отсутствии реверса на электродрели, а также ударного сверления. Итак, конструктивно электрическая дрель состоит из двух основных частей — электрической и механической. В основу механической части входят такие конструктивные элементы:
- Редуктор — набор шестерней, за счет которых происходит снижение скорости и увеличение силы момента от вала электродвигателя
- Патрон — исполнительный орган, который предназначен для закрепления рабочих насадок
- Подшипники — опорные механизмы валов и осей, обеспечивающие их вращение
- Ударный механизм — в электрических ударных дрелях это устройство является частью редуктора
Электрическая составляющая любой сетевой электродрели состоит из следующих элементов:
- Двигатель коллекторного типа, состоящий из статора (неподвижная часть), ротора или якоря (подвижной части) и коллектора (медные пластины или ламели, по которым ток подается на обмотку якоря)
- Графитовые или угольные щетки — передаточное устройство, через которое происходит передача тока на обмотку ротора. Щетки являются расходным материалом, и когда они искрят, то это говорит об их износе
- Кнопка пуска — в зависимости от модели электрической дрели, выключатели бывают обычными и со встроенным регулятором оборотов
- Кнопка реверса — на советских дрелях такие устройства отсутствуют. Это механизм смены полярности, посредством которого происходит изменение направления вращения патрона инструмента. Устанавливается отдельно или встраивается в кнопку пуска
- Ферритовое кольцо — это элемент (фильтр), посредством которого происходит сглаживание помех в сети
- Конденсатор — фильтрующий элемент, не допускающий попадание помех в сеть
- Сетевой провод — связующее звено между электрической розеткой и инструментом
Выше на фото представлена конструкция дрели с основными узлами. Рано или поздно возникает необходимость произвести ремонт дрели по причине выхода из строя отдельных ее узлов и механизмов. Для этого требуется изначально произвести осмотр инструмента, выявить причину неисправности, и устранить ее. Более подробно о том, какие виды поломок дрелей бывают, как их выявить и устранить, описано в материале.
Это интересно! На старых советских дрелях отсутствует механизм реверса и электронный регулятор оборотов. Вместо электронного регулятора используется механический, состоящий из шестерней разного диаметра и количества зубьев. Такой способ регулировки является более надежным, так как понижение скорости не влияет на мощность. Однако такой способ регулировки скорости является дорогим, так как требует дополнительного использования пары шестеренок. При износе одной пары шестерней, можно продолжить пользоваться инструментом. Ниже приведены фото, на которых видна конструкция механического регулятора скорости старой советской дрели.
Электрические неисправности
Серьезные проблемы могут вызвать и неисправности, связанные с электротехнической частью перфоратора. Кстати, отказ в работе может быть вызвать тривиальным отсутствием напряжения в розетке.
По большому счету, если инструмент не подает ни каких признаков жизни, вероятность того, что из строя вышла именно электротехническая часть инструмента. К основным дефектам электрики можно отнести следующие:
Отсутствие напряжения в питающей сети, обрыв кабеля
Для проверки можно подключить любой электрический прибор. Если напряжение в сети присутствует, то необходимо проверить целостность кабеля.
Соединение проводов
Для выявления этого дефекта его осматривают, затем, с использованием тестера, прозвонить его. Для устранения разрыва кабеля можно его или спаять, или сделать скрутку. Но лучше всего его заменить.
Неисправность кнопки пуска
Причиной этого дефекта может быть элементарное окисление контактов в кнопке. Для проверки этого предположения необходимо демонтировать заднюю крышку кожуха. При отсутствии видимых следов окисления целесообразно использовать тестер. Для исправления этой неисправности можно зачистить контакты, но лучше кнопку включения заменить.
Стирание щеток
При длительном и интенсивном использовании перфоратора происходит износ щеток, через которые поступает электрический ток на двигатель. При большом износе, они начинают искрить и появляется запах гари. Щетка должна иметь длину не менее 8 мм.
https://youtube.com/watch?v=D0hgvy9xEGg
По достижении этого и меньшего размера их заменяют. Процедура замены довольно проста и с ней справиться любой человек, даже не знакомый с основами электротехники.
Поломка регулятора оборотов
При выявлении этой неполадки целесообразно заменить узел целиком. Но, справедливости ради, надо отметить, что этот дефект встречается не часто.
Неисправность мотора
Наверное, это самый страшный дефект, который может произойти с электрическим инструментом. Пользователь должен понимать, что самостоятельный ремонт двигателя лучше не проводить. Для этого существуют специализированные мастерские, оснащенные всем необходимым ремонтным и диагностическим оборудованием.
При работе двигателя на коллекторе образуется определенный слой нагара. Его можно удалить самостоятельно и после этого попробовать его включить. Если эта операция не помогает, то необходимо прозвонить якорь и статор. Существуют определенные требования к сопротивлению в обмотках.
Ремонт статора
Ремонт этих узлов допустимо выполнять только в условиях электротехнической мастерской. Допустимо выполнять эту работу и дома, но только при наличии специального оборудования и определённых знаний в части работы электродвигателя. Эта операция, выполненная в домашних условиях существенно удешевит ремонт перфоратора в целом.
Поломки механической части инструмента
Если неисправности электрики выявить трудно, то с механическими поломками справиться намного проще, и дешевле. Выявить механические дефекты можно даже без необходимости разборки инструмента. Если дрель трещит или не вращается патрон, но при этом слышен характерный звук работы двигателя, значит поломка в редукторе. Когда в дрели не держится насадка, значит неисправность в зажимных кулачках. Еще из строя могут выйти подшипники, которые не подлежат ремонту, и требуют комплексной замены.
Рассмотрим каждый вид неисправности, и особенности их выявления с последующим устранением.
- Из строя вышли подшипники. Обычно подшипники служат достаточно долго, и главной причиной их быстрого выхода из строя является отсутствие смазки или ее выработка. Различают два вида поломок в подшипниках — полное разрушение шариков или износ. При полном разрушении деталь подлежит замене. При замене подшипников трудностей не возникает, поэтому обязательно проверьте их исправность
- Заклинивание редукторного узла — здесь поломки связаны со слизыванием ведомой или ведущей шестерней. Еще в процессе работы может быть отколот зуб, что в итоге приведет не только к снижению производительности, но и возникновению полного заклинивания передаточного механизма. При неисправности редуктора требуется произвести замену шестерней. Следует учитывать, что на бытовых инструментах редуктор может быть представлен из пластиковых шестерней. Их надо менять на аналогичные, иначе установка металлических шестерней приведет к ускоренному износу двигателя
-
Ремонт ударного механизма дрели — в отличие от перфоратора, на дрели этот механизм имеет примитивную конструкцию. Состоит конструкция из двух частей, напоминающих фрикционную муфту. Удары создаются за счет перемещения шестерни с зазубринами. Зазубрины на вращающейся шестерни входят в зацепление с аналогичной конструкции зубьями на корпусе, и как-бы перескакивая, создаются щелчки — они же удары. Неисправности ударного механизма дрели бывают следующими — слизывание зазубрин, что в итоге приводит снижению производительности. Чаще зазубрины слизываются на подвижной шестерне, которую и необходимо заменить. Еще поломка может быть, когда не отключается ударный режим ограничителя. Причина в износе металлического шарика, который при перемещении переключателя уходит в торец вала, тем самым ограничивая возможность соприкосновения зазубрин шестерни с выступами на корпусе. Чтобы устранить неисправность, следует заменить шарик в конструкции ударного механизма
- Неисправность исполнительного элемента — патрона. На дрелях используются патроны ключевого типа, отличающиеся повышенной надежностью и эффективностью. На этой детали из строя может выйти зажимная губка, которую следует заменить. Подробная инструкция о том, как снять, отремонтировать и заменить патрон на дрели
Подшипники и патрон относятся к мелким механическим неисправностям, а выход из строя требует соответствующего подхода. Даже если диагностика показала, что редуктор не нуждается в ремонте и замене деталей, то его необходимо демонтировать, промыть в бензине и внести новую смазку. Такие манипуляции необходимо выполнять регулярно в зависимости от частоты применения электроинструмента. Подробное описание как ремонтировать ударный механизм дрели, описан в видео отчете.
Схема устройства ударного механизма, его неисправности и ремонт
Ударные механизмы перфораторов отличаются по своей конструкции, в зависимости от того, к какому семейству принадлежат аппараты. Поэтому и ремонт данных механизмов будет происходить по разным принципам.
Бочковые перфораторы
Перфораторы с вертикальным расположением двигателя обычно имеют ударный блок на основе кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Ниже приведена схема ударного механизма такого типа.
На следующем фото показан аппарат в разрезе, где можно увидеть место расположения КШМ.
Ударный механизм агрегата с вертикальным двигателем может иметь следующие неисправности. У шатунного механизма имеется отдельный подшипник, который установлен на кулачке колеса с эксцентриком, но иногда он может быть расположен в основании шатуна. В некоторых моделях перфораторов на этом месте может быть установлен подшипник скольжения (вместо подшипника качения), требующий постоянного наличия смазки. Если ее нет, или она уже застарелая, то этот узел изнашивается. При ремонте придется полностью заменить шатун и эксцентриковый бочонок.
Еще одна распространенная проблема — сломался боёк. Данную неисправность можно вычислить, если вы заметили, что на вашем перфораторе больше нет удара. Чтобы добраться до бойка, потребуется полная разборка ствола устройства. Делается она следующим образом.
- Отсоедините ствол от корпуса перфоратора, снимите патрон (см. описание выше). Постучите стволом о стол, чтобы из него вывалился поршень. Возьмите резиновый молоток и выбейте ствол из корпуса.
- Снимите стопорное кольцо, удерживающее подшипник.
- Снимите сам подшипник и легким постукиванием по столу извлеките шарики.
- После извлечения 3-х шариков, можно вытянуть растровую втулку.
- Также, как и в предыдущем случае, извлеките шарики, находящиеся на втулке, только не перепутайте их с теми, что сняли раньше (эти шарики меньшего диаметра). После извлечения шариков, требуется вставить отвертку во втулку и вытолкнуть боёк.
В данном случае боёк целый. Но если он сломан, то замените его на новый
Также следует обращать внимание на уплотнительные резинки и на сальники в корпусе ствола. Если они изношены, то подлежат замене
Перфораторы пистолетного типа
Устройство ударного механизма у агрегата пистолетного типа немного отличается от такого же по назначению механизма, установленного в аппарате бочкового типа.
Главное его отличие в том, что поршень приходит в движение не при помощи шатуна, а от качающегося (“пьяного”) подшипника. Поэтому, самая частая поломка данного узла – это износ “пьяного” подшипника, который требуется заменить.
На следующем фото показан разрушенный “пьяный” подшипник, который является причиной того, что перфоратор перестал долбить.
Снимается качающийся подшипник с помощью плоской отвертки, которой нужно подцепить скобу, и извлечь ее. После этого, подшипник легко отделяется от корпуса редуктора.
При замене развалившегося подшипника следует хорошо промыть редуктор, так как именно в его корпусе могут остаться осколки сломанной детали.
После прочистки и установки нового подшипника, следует нанести жирный слой смазки в этот блок.
Также причиной того, что устройство не бьет, может послужить сломанный боек. Чтобы его достать, нужно снять стопорное кольцо, которое видно в отверстии.
Возьмите маленькую отвертку, подцепите ею кольцо, и сместите его вправо (по направлению к шестерне).
Те же действия проделайте и с другой стороны детали. Далее, вставьте отвертку в отверстие детали и продавите снятые внутренние части механизма.
После данного действия легко достанется стопорное кольцо, и корпус, в котором находится сломанный ударный боёк.
Если разобрать данный корпус, то вы увидите “виновника” неисправности, по причине которой перфоратор не долбит.
Механические неисправности перфоратора Bosch
При появлении механических неисправностей в работе инструмента появляется посторонний неприятный звук, усиливается искрение в районе коллектора, появляется запах гари, инструмент излишне греется, его мощность падает в зависимости от длительности работы и воздействия на материал.
Все неисправности рассмотрим на схеме перфоратора Bosch 2-26. Остальные модели, такие как Bosch 2-20, 2-24, отличаются конструкцией промежуточного вала, установкой различных пьяных подшипников.
Перфоратор перестает долбить, но сверлит
Перфоратор не долбит под нагрузкой или в холостом режиме по следующим причинам:
- износились резиновые кольца ударника, бойка, поршня;
- развалилась обойма подшипника качения;
- разрушился цилиндр, боек ствола ударного механизма;
- срезало шлицы муфты сцепления, установленной на промежуточном валу;
Перфоратор перестал сверлить, но долбит
Основные причины, при которых перфоратор долбит, но не сверлит, это:
- ослабела сила конической пружины, прижимающая муфту сцепления;
- стопорный ролик не фиксирует большую шестерню вала ствола;
- не держит механизм фиксации инструмента в стволе;
- Перфоратор не долбит и не сверлит.
Основными причинами, при которых перфоратор не долбит и не сверлит, являются:
- срезанные зубья на малой шестерне ротора или на большой шестерне промежуточного вала;
- не работает электродвигатель перфоратора;
- нет питания на электродвигатель перфоратора.
Теперь обо всем по порядку
Рассмотрим варианты, при которых перфоратор не долбит, но сверлит
Износ резиновых колец на ударнике, бойке, поршне.
Данная причина появляется постепенного, по мере износа резиновых колец. Сначала удар ослабевает, затем пропадает вообще.
Неисправность устраняется путем замены указанных резиновых колечек на новые.
При любом ремонте перфораторов, его узлов, замене подлежат все резинотехнические изделия.
Ремкомплект резиновых уплотнительных колец к перфоратору Bosch 2-26
Развалилась обойма подшипника качения (пьяный подшипник)
При разрушении пьяного подшипника поз.830 вращательное движение промежуточного вала не может преобразовываться в поступательное движение цилиндра в ударном механизме.
Устраняется путем полной замены подшипника качения.
Подшипник качения
Разрушились цилиндр, ударник, боек ствола ударно механизма
Бывают случаи, когда закусывается ударник в цилиндре поз.26, что приводит к разрушению цилиндра и невозможности создания давления воздуха в стволе ударного механизма. И вторая причина: разрушение или поломка бойка поз.28, приводящая к искривлению детали и невозможности передачи ударного импульса. Поломки устраняются полной заменой вышедших из строя деталей.
Боек заклинило в поршне, разрушение поршня
Срезало шлицы муфты сцепления поз.67, установленной на промежуточном валу
Неисправность устраняется ремонтом муфты сцепления либо ее полной замены. При производстве ремонта на муфте сцепления запиливаются сработанные зубья. Для исправления этого дефекта используется круглый надфиль и бормашина. Муфту зажимают в руке, а бормашиной с соответствующим надфилем выправляют профили зубьев. Аналогично дорабатывают шлицы и на промежуточном валу.
Восстановление зубьев муфты сцепления промежуточного вала
Рассмотрим варианты, при которых перфоратор сверлит, но не долбит
Ослабла сила конической пружины, прижимающей муфту сцепления
Когда сила давления пружины поз.50 уменьшается, муфта сцепления проскальзывает на промежуточном валу, не передавая вращение от малой прямозубой шестерни на большую шестерню поз.22 вала ствола поз.821 ударного механизма. Кстати, на разных моделях Bosch муфты сцепления устроены по разному.
Детали узла передачи момента вращения и поступательного импульса
Стопорный ролик не фиксирует большую шестерню вала ствола
Большая шестерня поз.22 крепится на валу ствола поз.01 роликом поз.88, прижимается к буртику вала конической пружиной поз.80 и фиксируется стопорным кольцом поз.85.
Причиной может быть ослабление усилия конической пружины поз.80, разрушение стопорного кольца поз.85, выпадение фиксирующего ролика поз.88.